(Городецкий Николай Иванович; 2.05.1803, посад Погорелое Городище Зубцовского у. Тверской губ.- 1.10.1891, Киев), митр. Киевский и Галицкий, проповедник, церковно-общественный деятель. Сын священника Погорельской церкви (с 1802; с 1806 благочинный) Иоанна Андреевича Шалюхина (1780-1848), происходившего из старинного рода священников Покровской ц. с. Бурашева Тверского у., и Параскевы Васильевны (урожд. Рубцовой; 1786-1848), дочери священника из с. Красный Холм Зубцовского у. Свящ. Иоанном была сооружена рядом с деревянной каменная 3-престольная кладбищенская Ильинская ц. (1814-1821). Церковь второго прихода в погосте - 3-престольная Богоявленская (1788-1808; не сохр.). После отца Иоанна настоятелем Ильинской ц. до своей кончины 2 апр. 1886 г. служил один из братьев архиерея - свящ. Михаил Городецкий, также благочинный (с 1867 г.), затем его сын - прот. Сергий (1859 - после 1916).
После домашнего обучения под рук. отца Николай в 1811 г. поступил в Ржевское ДУ, в 1817 г.- в Тверскую ДС. При поступлении в уч-ще вместе с братом поменял фамилию по месту своего рождения на Городецкий. Впосл. П. помогал ржевскому училищу (на проценты с суммы 750 р. содержался ученик) и Тверской семинарии (пожертвовал в 1848 г. 1250 р.), а также тверскому попечительству о бедных духовного звания. Митрополит многократно бывал на родине (в последний раз - в июле 1889; беседовал с тверским губернатором А. Н. Сомовым и председателем Тверской губ. земской управы С. Д. Квашниным-Самариным и сделал пожертвования на нужды прихода).
По окончании семинарии, в сент. 1823 г., направлен в СПбДА, учился, в частности, у свт. Иннокентия (Борисова), прот. Г. Павского, будущих митрополитов Григория (Постникова) - ректора, Арсения (Москвина) и Исидора (Никольского). Окончил академию со степенью магистра богословия (10-м по списку), присвоенной за соч. на тему «Рассуждение о главенстве Римского Патриарха», и 7 сент. 1827 г. назначен профессором физико-математических наук и греч. языка в Орловскую ДС. Он исправил каталог семинарской б-ки; с 9 марта 1828 г. занимал должность преподавателя французского языка, с 14 апр. 1829 г.- инспектора семинарии, с 19 окт. 1828 г.- секретаря правления (на эту должность его рекомендовал ректор семинарии архим. Арсений (Москвин)), с 30 апр. 1829 г.- ревизора ДУ.
29 сент. 1829 г. П. был определен бакалавром, или доцентом, СПбДА на кафедру греческого языка в низшем отделении, 17 мая 1830 г.- на кафедру нравственного богословия, 12 сент. 1830 г.- «богословской науки». 17 мая 1830 г. в Александро-Невской лавре по инициативе свт. Иннокентия (Борисова) Николай был пострижен в монашество (желал назвать себя Никандром, но получил имя по жребию), 25 мая рукоположен во диакона, а на следующий день - во иерея. Обратил на себя внимание как проповедник и был отмечен имп. Николаем I Павловичем за Слово по поводу эпидемии холеры, сказанное 11 июля 1831 г. В связи с этим П. оставили в столице, а не отправили, как предполагалось, в Архангельск на должность ректора семинарии. 27 сент. 1830 г. назначен библиотекарем академии, затем действительным членом конференции, 4 марта 1831 г.- 3-м членом внутреннего правления, 5 окт. того же года - инспектором. 4 марта 1831 г. П. причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. 6 нояб. за усердное прохождение училищной должности возведен в сан архимандрита. С 1 янв. 1832 г.- член С.-Петербургского цензурного духовного комитета. В июле 1833 г. инспектировал Олонецкую ДС, Петрозаводское и Олонецкое духовные уч-ща. П. также исполнял обязанности эконома академии, редактора академического ж. «Христианское чтение». Он первым стал преподавать богословские науки на рус. языке вместо лат. языка, разрабатывать приемы полемики со старообрядцами и преподавания истории раскола.
20 окт. 1837 г. П. назначен ректором и профессором богословских наук Костромской ДС и настоятелем костромского Богоявленского мон-ря, присутствующим духовной консистории, 4 марта 1838 г.- цензором проповедей, в апр.-мае 1838 г.- первым членом ревизионного комитета для поверки отчетов семинарии и духовных уч-щ; член Костромского попечительного комитета о тюрьмах. Впосл., 10 февр. 1854 г., он учредил именную стипендию в Костромской семинарии.
28 апр. 1839 г. в связи с ликвидацией унии П., к-рый, еще будучи в столице, участвовал в подготовке воссоединения униатов, был переведен настоятелем виленской Свято-Духовой обители (см.: Вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастырь), начался период его адм. служения преимущественно на окраинах империи. П. активно сотрудничал с еп. Иосифом (Семашко), с 19 окт. 1839 г. состоял благочинным мон-рей и церквей Виленской губ., с 3 нояб.- непременным членом Виленского губернского статистического комитета, с 22 окт. 1842 г.- Виленского губернского комитета для обеспечения сельского духовенства землями, домами и единовременными пособиями; первым ректором Литовской правосл. ДС (1839-1843), членом консистории, увещателем политических преступников. П., будучи членом следственной и строительной комиссий по Свято-Духову мон-рю (с 30 дек. 1839), продолжил в нем восстановительные работы; был членом Строительного комитета по преобразованию костела св. Казимира в правосл. Николаевский собор (ныне вновь костел св. Казимира), Комитета по устройству Свенцянской и Ошмянской церквей (с 21 мая 1840). При переводе П. был удостоен ордена св. Анны 2-й степени, 26 апр. 1841 г.- ордена св. Владимира 3-й степени, 14 апр. 1845 г.- ордена св. Анны 1-й степени.
22 апр. 1843 г. последовало Высочайшее повеление об учреждении 2-го, Ковенского вик-ства Литовской епархии. 3 июля того же года имп. Николай I из 3 кандидатов выбрал П. (РГИА. Ф. 796. Оп. 124. Д. 983). 5 июня П. назначен викарием. Хиротонию 8 сент. 1843 г. в виленском Николаевском кафедральном соборе совершил митр. Литовский Иосиф (Семашко) в сослужении епископов Рижского Филарета (Гумилевского) и Брестского Михаила (Голубовича). Особое внимание П. проявлял к воссоединению духовенства, был назначен 1-м членом Комитета по устройству в Вильне помещений для епархиальной семинарии, уездного и приходского уч-щ. 15 нояб. 1844 г. за пожертвование в пользу епархиального попечительства о бедных духовного звания П. получил благодарность Синода. С 15 июня 1845 г. вице-президент Ковенского тюремного комитета. Уже после его хиротонии в Свято-Духовом мон-ре были устроены св. врата и трапезная, обновлен собор, при освящении к-рого 4 июня 1845 г. П. произнес проповедь. Проживал преимущественно в каунасском Пожайском Успенском мон-ре, настоятелем к-рого был определен по званию, ездил в столицу. Во время одного из приездов в С.-Петербург, в 1843 г., по молитвам П. был исцелен смертельно больной младенец Михаил Демидов, внук виленского ген.-губернатора Ф. Я. Мирковича и будущий олонецкий губернатор.
6 нояб. 1848 г. П. был назначен епископом Рижским, викарием Псковской епархии. Сложность управления Рижской епархией была обусловлена тем, что происшедший в 40-х гг. XIX в., преимущественно в Лифляндии, массовый стихийный переход из лютеранства в Православие латыш. и эст. крестьян не только не получил поддержки центральной власти и прибалтийских ген.-губернаторов, но и встретил противодействие местных нем. элит, включая репрессивные меры по отношению к новообращенным. К 1848 г. поддержка правительством прибалтийских немцев усилилась, но, не идя на обострение отношений с местными властями, П. продолжил начинание своего предшественника, еп. Филарета (Гумилевского), по преобразованию Рижского вик-ства в самостоятельную епархию. 25 февр. 1850 г. имп. Николай I утвердил соответствующий доклад Синода. 11 марта 1850 г. П. утвержден правящим епископом Рижским и Митавским новоучрежденной самостоятельной епархии. 21 апр. 1850 г. он был возведен в сан архиепископа, 30 апр. командирован в Вильну для посвящения ректора Литовской семинарии архим. Филарета (Малышевского) в сан епископа Ковенского (28 мая 1851). Торжественное открытие епархии состоялось 1 июля 1850 г. в рижском Петропавловском соборе, к-рый получил статус кафедрального. Тогда же духовное правление преобразовано в Рижскую духовную консисторию и 1 сент. переехало в новоприобретенный дом. В состав епархии вошли территории Лифляндской и Курляндской губерний, а с 1865 г.- и Эстляндской.
Еще ранее, 27 июня 1849 г., Синод поручил П. управление Псковской епархией с титулом «Псковский и Порховский». Организаторский талант П. в Псковской епархии особенно проявился в приведении в порядок дел, окончательно расстроившихся после смерти в 1849 г. архиеп. Псковского Нафанаила (Павловского), касавшихся борьбы с корыстолюбием, кумовством и пьянством духовенства. Впервые в России он упразднил духовные правления как лишнюю инстанцию в епархиальном управлении и передал их обязанности благочинным, обновил институты консистории, духовных следователей и благочинных, стал помогать нуждающемуся духовенству. Им были установлены крестные ходы из Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря в погост Залесье, из Никандровой пуст. (см.: Никандров в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужской монастырь) в Порхов, введена служба Себежской иконе Божией Матери в соборе г. Опочка. Активно содействовал постройке 3 единоверческих церквей: в посаде Сольцы, деревнях Маслово и Кубасово, ц. во имя равноап. кн. Владимира в с. Михайлов Погост помещицей М. И. Алексеевой (совр. Локнянский р-н, 1860-1862). Владыка был вынужден находиться в постоянных разъездах; давление со стороны светской власти в Лифляндии и физические перегрузки в 1855 г. привели его к решению обратиться в Синод с прошением освободить от управления Рижской епархией. Однако, не найдя замены, Синод оставил П. в Риге, освободив от управления Псковской кафедрой (15 апр. 1856; с 10 июля 1862 неск. месяцев он вновь замещал Псковскую кафедру).
Служение П. в Рижской епархии свящ. С. Петровский «по исключительности, оригинальности, разнообразию и благоплодности деяний» охарактеризовал как «миссионерский подвиг» (Петровский. Одесский кафедральный Преображенский собор. 1894. С. 251). Важнейшим направлением деятельности архиерея стала организация жизни новооткрытых приходов в Рижской епархии. Их число со 117 в 1850 г. возросло до 136 в 1860 г., в 1848 г. паства составила 138 416 чел., в 1866 - 180 846 чел., большинство (85%) относилось к крестьянскому сословию. Однако в 50-х гг. XIX в. мн. сельские церкви находились в неприспособленных временных помещениях и отличались крайней бедностью. После 1863 г. стала заметной тенденция к снижению числа крещений, до 1866 г. открыто заявили о намерении вернуться в лютеранство ок. 4 тыс. чел. Продемонстрировать местным крестьянам заботу о них правительства и успокоить их недовольство, предотвратить их обратный переход в лютеранство, по мнению владыки, должно было строительство церквей. П. стремился не только к максимальной экономии скудных средств, начиная с выбора подрядчика, но и к тому, чтобы одновременно с храмами строились школы и причтовые сооружения, изучал соответствующий опыт лютеран. В поиске средств П. предлагал обратиться за помощью к богатым приходам и мон-рям или занять у них деньги на длительный срок, лично со сборной книгой посещал «лучшие дома» С.-Петербурга, хотел построить в столице «на выгодном месте часовню в пользу рижских церквей» (1864). Он состоял в активной переписке с высокопоставленными представителями знати, в т. ч. с имп. Марией Александровной, помогавшей приходам Остзейского края. 8 апр. 1863 г. по ходатайствам П. Синод издал указ о сборе пожертвований по всей империи в связи с «безотложной необходимостью построения православных церквей во многих приходах Лифляндии, по образцу Западного края» (РГИА. Ф. 796. Оп. 141. Д. 2654. Ч. 71. Л. 63-64, 71). П. предложил ежегодно выделять средства на храмостроительство: 20-30 тыс. р. из гос. казначейства и по 10 тыс. р. из сумм Мин-ва гос. имуществ (поскольку большинство приходов Рижской епархии состояло из гос. крестьян) и из сумм Синода на постройки по духовному ведомству. В результате на счет поступивших к П. частных пожертвований и ассигнований из казначейства по сметам Синода с 1859 по 1870 г. на церковно-строительные нужды было отпущено в разное время более 300 тыс. р. (из них в 1863-1866 гг. 214 857 р. 92 к.). На эти средства было устроено 26 каменных и 5 деревянных церквей, 2 каменных и 11 деревянных школьно-молитвенных домов, 2 каменных и 4 деревянных школьно-причтовых дома. Было «исправлено» 7 церквей и 3 причтовых дома. К концу правления архиепископа из 160 приходов Рижской епархии 100 имели храмы, в 12 приходах не было никаких помещений, в 48 - только временные. Хотя П. стремился обеспечить храмом и земельным участком каждый приход, треть православных края (65 302) еще не имела своих постоянных церквей. На ремонт церквей Рижской епархии с 1864 г. ежегодно отпускали 8500 р., но этой суммы не хватало даже для поддержания храмов от разрушения.
В мае 1858 г. состоялась передача дел о постройке храмов из Лифляндской строительной и дорожной комиссии в епархиальное ведомство по причине экономии средств и нежелания местных властей участвовать в данном деле. 25 окт. 1857 г. П. после неоднократных ходатайств добился назначения в штат консистории епархиального архитектора. 18 нояб. 1858 г. эту должность на долгие годы (до своей кончины 2 февр. 1896) занял гражданский инженер А. Н. Эдельсон. По поручению архиерея уже в 1859 г. он составил проекты церквей «в возможно упрощенном виде» и они были отправлены в Главное управление путей сообщения и публичных зданий. В 1861-1864 гг. по проекту Эдельсона сооружена Никольская ц. в с. Чёрном (Чёрном посаде, ныне г. Муствеэ, Эстония) на 310 чел., близкая к проектам К. А. Тона. При П. был построен ряд городских храмов (наряду с достроенными церквами в Валке (ныне Валга, Эстония), Вольмаре (ныне Валмиера, Латвия) и Феллине (ныне Вильянди, Эстония)), напр. Свято-Духовская ц. на Дерптском (Тартуском) Успенском православном кладбище (архит. И. П. Маас, 1862). В 1863-1864 гг. Эдельсоном для Рижской епархии был подготовлен образцовый проект каменной церкви в рус. стиле с колокольней, но с «западным» готическим шатриком, идентичный образцовому проекту деревянной церкви столичного зодчего Н. Е. Ефимова 1846 г. Проект часто использовался в период интенсивного храмостроительства 1863-1869 гг. (8 таких церквей было построено на территории совр. Латвии и 10 - Юж. Эстонии). В 1860 г. П. впервые предложил строить храмы из булыжного камня с облицовкой кирпичом, что получило впосл. широкое распространение в Балтии.
В области духовного просвещения П. уделял особое внимание распространению книг о правосл. вере, постах, молитвах, почитании икон, устройству б-к. В 1850 г. был организован особый переводческий комитет, к-рый занимался изданием Свящ. Писания и катехизисов на эстском (эстонском) и латышском языках, переводом богослужебных книг, распространением ж. «Училище благочестия», к-рый выходил на местных языках с 1856 г. Владыка преобразовал Рижское латышско-эстское ДУ в семинарию (1 окт. 1851 ее возглавил ученик П. архим. Павел (Доброхотов)), старался поднять уровень владения местными языками священнослужителей. В учебный курс было введено преподавание латыш., эст. и нем. языков, открыт причетнический класс для подготовки образцовых народных учителей, для неимущих учащихся учреждено 120 казенных стипендий (из личных средств П. пожертвовал для них сумму 1 тыс. р. серебром), наиболее способных направляли на учебу в духовные академии. Первый выпуск семинарии состоялся в 1855 г. и она стала первым доступным учебным заведением для выходцев из латыш. и эст. крестьянства. Число приходских и волостных школ при П. (на 1867) возросло в епархии до 359, учащихся - до 9,5 тыс. чел., был образован особый школьный капитал.
Миссионерская деятельность П. простиралась на старообрядцев, преимущественно федосеевцев. В семинарии был открыт отдельный класс для изучения раскола и противодействия ему. В Рижской епархии преосвященным основаны 4 единоверческих прихода (Рижский, Черносельский, Иллукстский, Раксольский) и в 1848-1867 гг. присоединены к Православию 2,6 тыс. чел.
П. регулярно общался с подведомственным духовенством. Ему удалось добиться увеличения годового казенного жалованья с 300 р. до 500-550 р. русским священникам и до 650 р.- эстонско-латышским. Владыка основал в Риге попечительство о бедных духовного звания (1851 г.; за пожертвование в его пользу 1 тыс. р. 16 февр. 1853 г. ему преподано благословение Синода), эмеритуру (пособия вдовам и сиротам из специальных касс), в к-рую внес 1 тыс. р. серебром, устроил богадельню для вдов и сирот духовного звания. 9 авг. 1856 г. ему было объявлено Высочайшее благоволение за успешные труды в Рижском попечительном комитете о тюрьмах.
Важное значение имел обзор П. 78 приходов Рижской епархии в 1864 г. В одной из волостных школ П. обратил внимание на способности юного Андрея Закке-Закиса - будущего первого правосл. архиерея - латыша, еп. Полоцкого и Витебского Александра, к-рого рекомендовал для работы в Рижскую ДС (1849) и для принятия духовного звания (1851).
Благодаря настойчивости П. император 11 июня 1865 г. упразднил «испытательный срок» для желающих перейти в Православие, но в марте того же года тайным указом отменил для остзейских губерний закон об отказном обязательстве, пресекавший случаи возвращения в «первоначальную веру» после принятия Православия. П. малоуспешно ходатайствовал о Высочайшем повелении отводить новообращенным крестьянам земли в казенных имениях, хотя его в этом начинании поддерживал министр гос. имущества (1837-1856) гр. П. Д. Киселёв. По ходатайствам П. правосл. жители были освобождены от налога в пользу протестант. школ, церквей и пасторов.
В 1864 г. утверждены Правила об организации братств. Братства были организованы на базе приходов и могли получать пожертвования. Они занимались оснащением утварью, строительством и ремонтом церквей, благотворительностью, изданиями, поддержкой школ. Наибольшей активностью отличалось рижское Петропавловское православное братство, первое из подобных учреждений в Балтии, основанных П. (1866-1867). В первых 2 пунктах устава Петропавловского братства, утвержденного 25 янв. 1867 г., значилось, что его цель - «служить нуждам и пользам православных церквей и приходов в Прибалтийском крае».
Отстаивая интересы Церкви, П. в то же время старался усилить влияние рус. элемента в крае, в частности, в отношении владения землей и торговли. Он настаивал на расширении преподавания рус. языка и открытии муж. гимназий в Ревеле (ныне Таллин) и Риге. При содействии П. в этот период принял Православие профессор С.-Петербургского ун-та О. Ф. Миллер. Одному из министров П. писал: «Если Вы и другие правительственные лица будете равнодушны к Православию в крае и допустите из угождения к немцам, чтобы оно слабело и даже вовсе истребилось в нем, то на вас будет лежать тяжкий грех пред Богом и великая ответственность пред Россией» (цит. по: Карасёв. 1903. С. 47).
Однако энтузиазм П. не находил понимания у властей. Наибольшую неприязнь вызвали публикация П. в ж. «Странник» и затем отдельные брошюры с 6 пастырскими посланиями архиерея к латышам и эстонцам, что, судя по переписке ген.-губернатора П. П. Альбединского, было одной из возможных причин перемещения П. с Рижской кафедры. Гауптман (уездный начальник) в Тальсене (ныне Талси, Латвия) конфисковал послания, курляндский губернатор И. Х. Бреверн жаловался на распространение «сочинений, содержащих нападки на лютеранскую церковь», хотя П. всячески стремился избегать конфликтных ситуаций с пасторатом и требовал этого от духовенства. За все годы его управления не было возбуждено ни одного следственного дела против духовенства.
Во время совместной службы в Курляндии с П. сблизился П. А. Валуев. Заняв пост министра внутренних дел, он в письме к архиерею от 19 авг. 1861 г. поставил вопрос «о правительственных местах и начальственных лицах» духовного ведомства. 12-14 окт. 1861 г. в ответ на это П. предложил проект реформы Синода (РГИА. Ф. 908. Оп. 1. Д. 606. Л. 9-21 об.) (см. подробнее: Алексеева. 2005). В этот период, с 4 июня 1862 по 1864 г., П. вызывался для присутствия в Синод. Проект П. опирался на мнение свт. Иннокентия (Борисова) и на проект А. Н. Муравьёва. Однако в нем был сделан акцент на снижение остроты внутрисословного конфликта между «ученым монашеством» и остальным клиром. Архиепископ предлагал вернуться в определении состава Синода к «Духовному регламенту»: иметь в Синоде 12 «несменяемых» членов из высшего духовенства с «приличным» жалованьем и предоставить им наблюдение за делопроизводством, поставив во главе отд-ний канцелярии Синода. В такие отд-ния он предлагал преобразовать канцелярию обер-прокурора, хозяйственное и духовно-учебное управления Синода. Чтобы придать Синоду характер Собора, в него следовало приглашать временных депутатов, в т. ч. мирян,- по одному от каждой епархии. В дальнейшем П. предложил ввести в состав Синода даже представителя от царствующего дома. Вопрос предлагалось решить с помощью имп. указа. Также П. считал необходимым учредить особый комитет из духовных лиц, министров юстиции, внутренних дел, финансов, гос. имуществ и народного просвещения и, возможно, обер-прокурора Синода, для решения др. вопросов, в т. ч. по улучшению быта приходского духовенства. П. представил Валуеву возможный состав буд. комитета и список кандидатов на пост обер-прокурора, лучшим из к-рых он счел протопресв. В. Б. Бажанова, знающего дела Синода и близкого к императору и ко двору, а также др. духовных лиц (себя, архиеп. Нила (Исаковича), архиеп. Филарета (Гумилевского) и архиеп. Димитрия (Муретова)). В качестве примера такого вида управления с духовным лицом в правительстве он приводил кард. А. Ж. Ришелье и кард. Дж. Р. Мазарини. Т. о., предполагался возврат Синоду автономии в рамках «Духовного регламента» при условии, что возглавит его священнослужитель. Однако рекомендации архиерея Валуев получил уже после того, как отправил имп. Александру II Николаевичу свою «Записку о духовенстве» (1861).
В 1857 г. предполагался перевод П. на Одесскую кафедру, в 1860 г.- на Варшавскую, в 1863 г.- на Казанскую по протекции свт. Филарета (Дроздова), однако этого не произошло. 19 апр. 1853 г. П. был награжден орденом св. Владимира 2-й степени (Большого креста), 26 авг. 1856 г.- панагией, 3 апр. 1860 г.- орденом св. Александра Невского, 4 апр. 1865 г.- алмазным крестом на клобуке. По ходатайству (1 сент. 1865) П. указом Синода от 9 апр. 1866 г. был назначен викарий Вениамин (Карелин) с титулом епископ Ревельский, к-рый впоследствии стал преемником П.
9 марта 1867 г. П., согласно прошению, был перемещен на Донскую и Новочеркасскую кафедру, где он сменил своего бывш. наставника по академии - архиеп. Иоанна (Доброзракова), ушедшего на покой. Перевод приписывали влиянию гр. П. А. Шувалова, а также Альбединского, действовавших в интересах «немецких кругов» (Ю. Ф. Самарин). Лифляндский губернатор А. Г. Ф. Эттинген отмечал, что «один русский был на месте… и того русские прогнали» (Карасёв. 1903. С. 51). Прощальная речь архипастыря в Риге произвела яркое впечатление даже на недоброжелательно настроенных к нему М. П. Погодина и Муравьёва, к-рый сказал, что «речью своей Платон Рижский больше оказал услуги православию, нежели 18-ю годами своего архиерейства». Н. С. Лесков полагал, что П. оказывал предпочтение рус. духовенству перед местным (Русские деятели в Остзейском крае // ИВ. 1883. Т. 14. № 11. С. 258-260).
7 мая 1867 г. П. прибыл в Новочеркасск. Он активно осматривал епархию (в 1867 - 70 церквей, в 1868 - 25, в 1869 - 95, в 1870 - 17 (находился на лечении на Кавказских минеральных водах), в 1871 - 45 и 2 мон-ря, в 1872 - 86 и 2 мон-ря, в 1873 - 25, в 1875 - 24). За время его управления было построено ок. 50 храмов, в т. ч. 2 в Новочеркасске: домовая Симеоновская ц. при Атаманском дворце (1869) и каменное здание Михаило-Архангельской ц. (1873), освященные им лично, а также загородная архиерейская дача. П. вернул статус собора старочеркасскому Воскресенскому храму и благословил торжественно отметить его 150-летие. П. добился открытия Аксайского вик-ства при Донской епархии, к-рое возглавил еп. Никанор (Бровкович; прибыл в мае 1871 в Новочеркасск). С 1867 г. стали проводиться съезды духовенства, были введены выборы благочинных, духовных следователей самими священниками, организованы благочиннические советы. Для проведения в жизнь Высочайше утвержденного в 1864 г. Положения о церковноприходских попечительствах в епархии было открыто 125 таких учреждений. 14 февр. 1872 г. П. утвержден в звании почетного члена новочеркасского управления Об-ва попечения о раненых и больных воинах.
На новой кафедре П. также активно занимался миссионерством, на этот раз среди старообрядцев (в Донской епархии насчитывалось приблизительно 80 тыс.) и калмыков-ламаистов (от 23 до 30 тыс.), принципиально отрицая насильственные меры. 1 окт. 1868 г. П. открыл Донскую ДС в Новочеркасске, в к-рой были введены курсы учения о расколе и калм. языка (1871). Одним из преподавателей составлен калмыцко-рус. словарь (1871, 1875), в семинарскую б-ку из приходов были переданы старопечатные книги. В приходы, где проживали старообрядцы, П. стремился назначать наиболее образованных и благонравных священников, снабжая их необходимыми книгами. Архиерей принимал в своей гостиной как старообрядцев, так и бакшей - духовных наставников калмыков; сам ездил к ним проповедовать, в частности в 1875 г. На Дону он основал несколько единоверческих приходов, и ежегодно к Православию присоединялись более 100 чел. 21 нояб. 1871 г. П. открыл в Новочеркасске донской комитет Православного миссионерского общества под покровительством имп. Марии Александровны для распространения христианства среди буддистов. Программа просвещения калмыков, разработанная под его руководством, предусматривала: открытие приюта для калмыцких детей в Новочеркасске, учреждение миссионерской школы при архиерейской даче на хуторе М. Мишкин, устройство миссионерского стана с приходской школой в калм. кочевье, открытие там правосл. храма. П. также положил начало изучению быта калмыков. В «Донских епархиальных ведомостях» был помещен ряд статей об истории раскола и буддизма, об образе жизни калмыков. 21 мая 1870 г. П. был пожалован алмазными знаками на орден св. Александра Невского, 14 авг. 1872 г.- панагией.
Высочайшим указом от 25 апр. 1877 г. П. был перемещен на Херсонскую и Одесскую кафедру. В первый день приезда в Одессу П. отправился на поклонение чудотворной Касперовской иконе Божией Матери в Преображенский собор, принес туда Донской образ Божией Матери. 8-16 сент. того же года был отпразднован 50-летний юбилей его деятельности, в связи с чем он был удостоен ордена св. Владимира 1-й степени и поздравлений имп. Александра II и цесаревича с театра боевых действий. В память о торжестве юбиляр пожертвовал по 500 р. в пользу епархиального женского училища и Комитета о бедных г. Одессы.
П. освятил новый комплекс Одесского епархиального женского училища (16 авг. 1878), куда были приняты 200 воспитанниц, и внес вклад - 1,5 тыс. р. с тем, чтобы проценты шли на первоначальное обзаведение лучшим выпускницам, устроил в муж. духовном уч-ще домовую ц. равноапостольных Кирилла и Мефодия (1882, ул. Внешняя, 74; архит. Ю. Писаревский), квартиры для преподавателей. В капитал семинарии владыка внес 1 тыс. р., проценты направлялись на пособия бедным выпускникам. Много внимания он уделял личному общению с церковной молодежью, воспитанию у семинаристов богослужебных навыков.
16 авг. 1880 г. для противодействия «чужеземным влияниям», в частности штундизму, при активном участии П. было учреждено Братство ап. Андрея Первозванного в память 25-летия царствования имп. Александра II, в основание капитала братства он внес 1 тыс. р. Им были учреждены 4 миссионерские вакансии и 26 янв. 1880 г. открыто 2-е, «миссионерское», вик-ство епархии. 10 авг. в Одессе состоялась хиротония архим. Неофита (Неводчикова) во епископа Елисаветградского.
При П. был в значительной степени выплачен долг за архиерейский дом (Софиевская ул., 7), устроен придел крестовой ц. равноап. кн. Владимира и всех славянских святых и осуществлено ее поновление, отремонтировано само здание и во дворе выстроен флигель (1881; архитекторы А. Д. Тодоров, В. Ф. Маас), отремонтированы архиерейские покои и иконостас домовой церкви в Бизюковом Пропасном во имя священномученика Григория, просветителя Армении, монастыре, вдвое расширен настоятельский дом в одесском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре. В 1880-1881 гг. был отремонтирован кафедральный Преображенский собор. Владыка стремился также к улучшению быта духовенства, наведению порядка в консистории. Для просвещения народа в Елисаветграде и Одессе были открыты религиозно-нравственные чтения. Во время Крымской войны он «руководил церковными делами и общественным мнением Одессы и Юга; ни одно событие не проходило мимо него» (Петровский. Одесский кафедральный Преображенский собор. 1894. С. 146).
Высочайшим указом от 4 февр. 1882 г. П. назначен митр. Киевским и Галицким. 15 марта покинул Одессу и на следующий день прибыл в Киев, 17 марта посетил лавру, 21 марта совершил 1-е богослужение в кафедральном Софийском соборе. В первую очередь П. обратил внимание на институты духовных следователей и благочинных. 29 марта 1883 г. он распорядился сократить количество благочиннических округов (с 84 до 59). 28 окт. 1884 г. П. возглавил чин освящения главного престола кафедрального собора в честь Рождества Христова в Риге. 8 сент.- 2 окт. 1884 г. по его инициативе в Киеве состоялся архиерейский съезд преосвященных южных и западных епархий для решения вопроса о мерах против штундизма. Съезд стал первым региональным епископским Собором в синодальный период в РПЦ, предвозвестившим созыв Поместного Собора 1917-1918 гг. и продемонстрировавшим большую независимость Церкви от светской власти (см.: Петренко А. А. Архиерейский съезд 1884 г. в Киеве при митр. Платоне (Городецком) // Соц.-гуманит. вестн. Юга России. Краснодар, 2013. № 11(42). С. 31-37). Для усиления миссионерской деятельности П. учредил 4 миссионерские вакансии и 22 дек. 1884 г. получил разрешение на открытие 3-й викарной епископской кафедры. 20 янв. 1885 г. рукоположен во епископа Каневского архим. Сильвестр (Малеванский). Было преобразовано Братство св. Владимира, открыто 2-е епархиальное жен. уч-ще, установлена память митр. Киевского Михаила в Киево-Печерской лавре (15 июня). Особо попечительствовал П. духовным учебным заведениям, выступал ежегодно с актовыми речами, заботился о сиротах и бедных. При нем велось строительство собора св. Владимира в Киеве, П. предлагал устроить в нем боковые приделы и освятить их во имя равноапостольных Константина и Елены и Кирилла и Мефодия (1885). На свои средства он восстановил придел св. Иоанна Воина в одном из киевских храмов, поскольку такое посвящение имел придел Ильинской ц. на его родине, освященный в 1837 г. В 1886 г. он возобновил Межигорский в честь Преображения Господня монастырь, на что в 1888 г. пожертвовал 15 тыс. р. По его благословению иером. Евкарпий реконструировал интерьер митрополичьего дома в Голосеевской пуст., где архиерей любил проводить лето (см. Голосеевский в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужской монастырь).
8 сент. 1883 г. торжественно отмечалось 40-летие архипастырского служения П. В 1884 г. он посетил Вильну (23-25 окт.) и Псков (3-6 нояб.). 19 мая - 23 июня 1886 г. он находился в Новочеркасске. 27 июня - 2 июля 1886 г. П. посетил Харьков и Белгород, возглавил службу в кафедральном харьковском соборе и затем вместе с архиеп. Амвросием (Ключарёвым) поклонился гробу еще не прославленного свт. Иоасафа. 8 сент. 1887 г. в Киеве митрополит праздновал 60-летний юбилей своей деятельности. В числе тех, кто поздравили его, были великие князья Михаил Николаевич, Сергей Александрович, великие княгини Ольга Феодоровна, Александра Иосифовна, Екатерина Михайловна. 15 июля 1888 г. Киев стал центром празднования 900-летия Крещения рус. народа, к этому событию было приурочено открытие памятника Б. Хмельницкому. В марте 1889 г. П. дал резко отрицательный отзыв на проект перенесения мощей прп. Евфросинии, «составляющих неотъемлемую часть Киево-Печерской лавры», в Полоцк. В том же году он посетил Вильно, где участвовал в торжествах по случаю 50-летия «присоединения унии» и 8 июня в кафедральном соборе произнес примирительную проповедь о необходимости любви христиан между собой. 14 авг. 1889 г. П. возглавил торжество в память 800-летия освящения Великой лаврской ц.
П. отличался незаурядной энергией и талантом проповедника, трудолюбием и целеустремленностью, твердостью характера, имел прекрасную память и ясность мышления до глубокой старости, обладал цельностью натуры и силой воли, был прост и доступен для паствы. Он придерживался ярко выраженных монархических убеждений, с особым пиететом вспоминал имп. Николая I. По словам П., «это был во всех отношениях величайший из царей всех царств и народов». П. уверял, что по кончине императора тот явился ему в ночном видении (Палимпсестов И. Митр. Платон Киевский об имп. Николае Павловиче // РА. 1893. № 4. С. 435-439). В своих проповедях П. обращался как к восхвалению монархического правления, так и к актуальным политическим событиям. Венгерскую кампанию 1848-1849 гг. он объяснял «верностью обетам Священного Союза, истинно рыцарской честью» царя: «Наш незабвенный царь-христианин был чужд… гнусной политики-блудницы, с которою так открыто для всего мира любодействовали и Австрия, и Пруссия, и Англия, и другие державы» (Там же). В 1854 г. П. пожертвовал по 1 тыс. р. «на военные издержки», за что был удостоен Высочайшей благодарности. В проповеди на день памяти вмч. Димитрия Солунского 1877 г. в г. Херсон он приводил житие святого как пример патриотизма: «Любовь святых к отечеству была крепка, как смерть (Песн 8, 6)»: «Ныне наше отечество ведет священную брань с неверными турками не за свои интересы, а для пользы христианства и преимущественно ко благу соплеменных и единоверных нам восточных христиан… Кто умеет владеть оружием и чувствует в себе воинский дух, тот пусть идет на поле брани сражаться с сими врагами; кто имеет достояние, тот пусть жертвует им отечеству на военные потребности; а кто не может сделать ни того, ни другого, тот пусть усердно молится Богу и… великомученику Димитрию» (Карасёв. 1903. С. 334-338). П. состоял в дружественных отношениях с архиеп. Саввой (Тихомировым), настоятельницей московского во имя преподобного Алексия, человека Божия, монастыря игум. Антонией Московской (Троилиной).
П. отстаивал применение гуманных мер и средств духовно-миссионерского воздействия по отношению к старообрядцам, сектантам и язычникам, что отвечало его миролюбивому характеру и расчетливому уму. Активно общался с инославными (так, при освящении крестовой церкви в Одессе в 1880 г. присутствовал англикан. епископ Гибралтара), но подчеркивал, что «всякий согласится, что исповедуемая нами вера действительно есть истинная Христова» и мы «должны вседушно благодарить Господа, что Он сподобил нас исповедовать такую веру и свято хранить ее, как великий дар Божий и священное наследие наших предков, без всякого изменения ее и уклонения от нее» (Беседа, сказанная в день празднования 900-летнего юбилея крещения России. К., 1888). Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) (Значение апостольского преемства в инославии // ЖМП. 1935. № 23/24. С. 10) и митр. Евлогий (Георгиевский) (Путь моей жизни. П., 1947. С. 218) цитировали в разных вариантах фразу, сказанную П. при посещении католич. храма: «Перегородки, которые настроили люди в церкви, не доходят до неба…» По мнению П., «православная и римская Церковь» - «две родные сестры, которые, исповедуя в сущности одно учение Христово в главных его догматах, не согласуются между собой в некоторых мнениях… Доколе продлится их разделение - одному Богу известно, но мы, братия и сестры - католики и православные, несмотря на разделение Церквей наших, должны хранить, по заповеди апостольской, единение духа в союзе мира» (Посещение высокопреосв. митр. Киевским Платоном римско-католического костела. К., 1884. С. 4). В ответ на поздравление архиеп. Кентерберийского Э. Бенсона по случаю празднования 900-летия Крещения Руси П., называя его «возлюбленным о Господе братом», просил сообщить «ясно и определенно, на каких основаниях Вы полагаете единение наших Церквей возможным». П. рекомендовал противопоставлять «внешнему блеску» католичества «внутреннее величие православной Церкви» (Булгаков. 1891. С. 7). В церковной сфере он считал необходимыми реформы (выступал за учреждение митрополичьих округов, а также за пересмотр устава духовных консисторий). Архиеп. Савву (Тихомирова) «поражали» воззрения П. на «вопросы об исхождении Св. Духа, о лжеучении Нестория, о четвертом браке, о вступлении в брак вдовых священников», о «безразличии» формы крестного знамения (Савва (Тихомиров). 1909. Т. 8. С. 447, 683): раскол, по мнению П., был следствием недоразумения (Петровский. Одесский кафедральный Преображенский собор. 1894. С. 264). Архиеп. Савва передавал впечатление своего корреспондента о том, что П., находясь на «твердой почве православия», отличался «довольно либеральным и прогрессивным взглядом на духовные предметы и положение Церкви» (Там же. С. 260). 6 нояб. 1887 г. Н. Н. Страхов писал Л. Н. Толстому, что П. осуждает запрещение его сочинений и считает их полезными. П. находился в сложных отношениях с обер-прокурором К. П. Победоносцевым, к-рого не устраивала излишняя самостоятельность митрополита, напр. формирование им повестки епархиального съезда. Кроме того, нек-рые сторонники восстановления Патриаршества (В. С. Щетинский) видели П. буд. патриархом. Обер-прокурор высказывался о желательности снятия митрополита с кафедры по старости и нередко игнорировал его доклады.
За многолетнюю деятельность П. получил помимо вышеперечисленных орден св. Андрея Первозванного (15 мая 1883) и бриллиантовые знаки к нему (1 апр. 1890) - единственное награждение высшим орденом архиерея в царствование имп. Александра III Александровича (15 мая 1883). Из иностранных орденов П. был награжден: серб. орденом Таковского креста 1-й степени, черногорским орденом кн. Даниила I, болг. орденом «Св. Александр» 1-й степени. Был почетным членом императорских Новороссийского и Киевского ун-тов, С.-Петербургской (18 февр. 1877), Казанской и Киевской духовных академий, Императорской АН (2 дек. 1889), благотворительных обществ и учреждений.
30 сент. 1891 г. П., будучи болен инфлюэнцией, возложил управление епархией на свт. Сильвестра. С митрополитом находились ближайшие помощники: эконом архиерейского дома прот. К. Г. Петрушевский, впосл. архим. Антоний, наместник Киево-Печерской лавры (1828-1912), кафедральный прот. П. Г. Лебединцев, секретарь консистории С. А. Ольшевский, личный секретарь Г. С. Андриевский, духовник иеросхим. Николай. В числе посещавших его были вел. кнг. Александра Петровна (прп. Анастасия) и земляк владыки - киевский ген.-губернатор гр. А. П. Игнатьев (1842-1906). 1 окт., в праздник Покрова Пресв. Богородицы, владыка причастился в домовом храме Софийского митрополичьего дома, после молебна сам давал прихожанам приложиться ко кресту и, попросив у всех прощения, был проведен в свои покои, где скончался в 6 ч. вечера. Перед смертью вспоминал о трудностях служения в Риге. В завещании почившего были упомянуты жена брата Михаила и племянник Алексей (1855 - после 1916), военный врач, Межигорский мон-рь, куда должны были поступить иконы; иконы были завещаны также вел. кнг. Александре Петровне, кнг. Е. П. Демидовой, гр. Игнатьеву, которые участвовали в похоронах. Отпевание 5 окт. в Софийском соборе возглавил архиеп. Херсонский и Одесский Сергий (Ляпидевский).
Гробница П. находится у сев. стены бывш. галереи Софийского собора - Сретенского придела, рядом с захоронением митр. Евгения (Болховитинова). На ней - изображения небесных покровителей П.- прп. Платона Исповедника и свт. Николая Чудотворца под Покровом Богородицы - в знак того, что митрополит скончался в день Покрова. С этим же было связано посвящение Покровской ц. с приделом прп. Платона в Киеве на Верхней Соломенке, устроенной в память П. по инициативе городского головы С. М. Сольского в 1895-1897 гг. (архит. И. В. Николаев). Наибольшее пожертвование внесла Е. П. Демидова, кнг. Сан-Донато, вдова бывш. городского головы. Образа Покрова Пресв. Богородицы и св. Платона для иконостаса исполнил худож. Селезнёв. Юж. придел, св. Платона Исповедника, был освящен после расширения церкви (в 1907-1914) по проекту архит. К. Сроковского - в окт. 1916 г. Около храма проходят Платоновские улица и переулок.